Советские фильмы ужасов, которые напугают не хуже голливудских
Кто сказал, что в России не умеют снимать фильмы ужасов? В конце 1980-х годов, когда цензура начала отходить на второй план, был создан целый ряд хорроров, о которых сейчас мало помнят. Но среди них были по-настоящему страшные фильмы
Советская киноиндустрия в свое время была одной из передовых: «Броненосец Потемкин» до сих пор занимает верхние строчки в списках лучших фильмов всех времен и народов, спецэффекты в «Морозко» поразили размахом Каннский кинофестиваль, а «Каменный цветок» прославился, как первый в мире цветной фильм. Единственное, чего не хватало в советском кино – это жанрового многообразия. Пресловутый соцреализм не допускал буйства фантазии, если только это не безобидная детская сказка. И в то время, когда в Голливуде снималось по сто фильмов ужасов в год, советский зритель довольствовался одним «Вием».
В перестройку отечественные киноделы добрались до западных жанров: у нас появились фильмы ужасов, например. Так как в России существовала богатая литературная фантастическая традиция, забытая в период СССР, сценаристам не обязательно было придумывать новые сюжеты – в ход пошли страшные истории Александра Грина, Алексея Толстого, Валерия Брюсова. И в период между 1988 и 1992 годами зритель увидел российские фильмы ужасов. Снимать их так же, как на Западе, не умели – для отечественного кино это был новый жанр. Хорроры, снятые в конце перестройки обладали неповторимым стилем. К сожалению, многие из этих произведений сейчас забыты. Некоторые из них действительно не выдерживают критики, но есть фильмы, которые до сих пор способны напугать не хуже «Изгоняющего дьявола» или «Ведьмы из Блэр».
То, что происходит с жанром ужасов в России сейчас – неудачные попытки скопировать западные образцы. Если бы кинематографисты смогли сохранить ту зарождающуюся традицию, возможно сейчас законодателями мод в жанре хоррора были бы не испанцы во главе с Гильермо дель Торо.
Представляем подборку недооцененных фильмов ужасов постсоветской эпохи.
«Господин Оформитель» (1988)
Стильный декадентский фильм по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль». В центре сюжета – своеобразная история доктора Франкенштейна. Гениальный художник-оформитель создает манекен для украшения витрины модного магазина. Он вкладывает в скульптуру весь свой талант, и она оживает. Создание начинает жить собственной жизнью и в итоге губит своего творца. В главной роли снялся демонический актер Виктор Авилов, прославившийся ролями графа Монте-Кристо и Воланда. Саундтрек, кстати, написан культовым композитором Сергеем Курехиным.
«Семья вурдалаков» (1990)
Жуткий вампирский хоррор, снятый по одноименному рассказу Алексея Толстого. Действие из XIX века перенесено в современность. Московский журналист приезжает в провинциальный поселок, оторванный от цивилизации. Он селится в доме, в котором накануне умирает глава семьи. Все идет нормально, пока однажды ночью мертвый старик не возвращается за своим внуком. «Семья вурдалаков» – пожалуй, самый недооцененный русский хоррор. Его критиковали и за плохую режиссуру, и за невнятную операторскую работу. Но, несмотря на все технические недостатки, фильм завораживает своей безысходной атмосферой русской глубинки, а отечественные вампиры уж точно выглядят реалистичнее и страшнее графа Дракулы.
«Жажда страсти» (1991)
«Жажда страсти» – образцовый хоррор, выдержанный в лучших традициях советской киношколы. Фильм никогда не переиздавался на видео. А зря. В главной роли – Анастасия Вертинская. Она играет женщину, обвиненную в убийстве мужа. Ее душой завладели темные силы, разрушающие все вокруг. Литературной основой «Жажды страсти» являются рассказы Валерия Брюсова.
«Люми» (1991)
Комедия ужасов, в основу которой легла сказка о Красной Шапочке. Раз в сто лет оборотень Люми приходит к людям, чтобы совершить ритуальное убийство маленькой девочки в красном. Жуткую историю скрашивает искрометный юмор в духе классического советского кино.
«Пьющие кровь» (1991)
На этот раз кинематографисты попытались перенести на экран одно из лучших мистических произведений русской литературы – «Упырь» Алексея Толстого. История начинается с того, что главный герой, князь Руневский, влюбляется на балу в девушку по имени Даша. Но он не догадывается, что бабушка Даши – вампир. Она планирует выпить кровь своей внучки, и только Руневскому суждено спасти свою возлюбленную от темных сил. В роли бабушки блистает Марина Влади.
«Гонгофер» (1992)
«Гонгофер» – самый странный отечественный фильм ужасов. Он начинается, как комическая зарисовка о колхозниках, приехавших в столицу, чтобы купить племенного быка. Но чем дальше, тем страшнее. Одного из колхозников соблазняет демоническая блондинка и забирает его глаза. Дальше история превращается в параноидальный психоделический трип под музыку группы «Ноль».
«Прикосновение» (1992)
На первый взгляд, в нем нет ничего особенного – средняя режиссура, посредственная актерская игра, неровный сценарий, плохая съемка. Однако фильм способен по-настоящему напугать даже искушенного зрителя. В основе сюжета лежит идея о том, что мертвым на том свете одиноко без близких. Они способны довести до самоубийства любимых людей, чтобы навсегда воссоединиться с ними. Жуткого вида старик, которого зритель видит исключительно на портрете, пытается умертвить собственных дочерей и внуков.